logo 2

В 1901 году А.Л. Дуров поселился в Воронеже, где прожил пятнадцать лет. Его дом на берегу реки в начале нынешнего века был хорошо известен в городе.

В настоящее время интерьеры рабочего кабинета А.Л. Дурова дополнены его живописными работами на стекле, холсте и дереве.

Приобретя усадьбу в Воронеже, А.Л. Дуров всю силу своей деятельной натуры направил на её обустройство, фактически превратив её в своеобразный прообраз Диснейленда, так как в архитектуре усадьбы нашли свое отражение мотивы различных эпох и культур (Египет и Греция, средневековая Европа и т.п.).

Усадьба находится в старой части города, на склоне холма, спускающегося к реке (ныне – водохранилищу).

В 1902 году появляется небольшой каменный цирк цирковых наград А.Л. Дурова. Летняя кухня украшается маской великана.

В 1906 году открывается для посетителей выставка картин-диорам Анатолия Дурова в специально построенном для этого средневековом замке.

Террасы украшаются статуями, на средней площадке появляются два фонтана, разбит сад, посажены цветы, создана горка-хаос, роется подземный ход, появляется египетский павильон и макет немецкой средневековой улицы.

В 1908 году строится ещё один павильон музейных коллекций А. Дурова. Находясь по своему расположению ближе других к реке, он имеет вместо фундамента сваи на случай разлива реки.

Следует коснуться и ещё одной особенности дуровской усадьбы. Анатолием Леонидовичем двигала та же идея, что впоследствии и создателями Диснейленда. Все времена и многие культуры сошлись в нем воедино. Причудливые павильоны музея, фонтаны, грот, макет средневековой улицы, каменная горка-хаос, комната смеха, - все это придавало усадьбе неповторимый вид. Здесь слилось воедино творческая фантазия Дурова, его художественный талант и страсть коллекционера.

К 1913 году усадьба имела законченный вид, описание которого приводится ниже: «Террасами вниз спускается белая каменная лестница, над которой тяжело нависли сочные зреющие вишни, сливы, яблоки. Терраса упирается в площадку, на которой из лягушачьей головы бьет фонтан... Опускаемся ещё ниже, так низко, что отсюда и домик Дурова, и белая с витой лестницей вышка, поднимающаяся над садом, кажутся стоящими где-то на далекой горе... По илистому каменному дну фонтана важно ползают черепахи, живые сатиры на человеческую пошлость и невежество: на шиитах черепах написано : «наша конка», «городское хозяйство», «просвещение»...

Перед нами полуразвалившийся средневековый замок: угрюмо гладят бойницы, башни. Наверху башни – герб Воронежской губернии, из него струиться, стекая вниз, по уступам стены, вода – и пропадает где-то в расселине. Внутри развалин темнота, но не глухая, черная темнота ночи, а мягкая, светящаяся какими-то таинственными лучами. Стены задрапированы черным ковром. По стенам, в углублениях, картины...

Из галереи картин А.Л. Дурова направились мы в музей, но по дороге увидели Немецкую улицу. Улица начиналась домами почти натуральной величины... Хотелось бы описать весь музей, но это займет слишком много времени. Картин было много, были крупные мастера И.К. Айвазовский, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, А.П. Боголюбов, К.Я. Крыжицкий, А.Н. Бенуа, В.П. Верешагин.

Как видно из вышеприведенной записи, усадьба Анатолия Леонидовича Дурова вызывала у современников большой интерес. Посетители как бы совершали вслед за А. Дуровым путешествие в мир его фантазий.

Нельзя переоценить культурное значение музея А.Л. Дурова в жизни города первых десятилетий ХХ века. К сожалению, для Воронежа, эти коллекции утрачены безвозвратно, так как в 1913 году, испытывая денежные затруднения, А.Л. Дуров продает большую часть своего музея, свои музейные предметы в Иваново-Вознесенск ивановскому купцу-меценату, известному коллекционеру Д.Г. Бурылину и они вошли в собрания коллекций нескольких музеев Ивановской области.

После смерти Анатолия Леонидовича Дурова в 1916 году по 1967 год в его доме жила Елена Робертовна Гертель – вторая жена Анатолия Леонидовича Дурова, часто гостили дети и внуки.

В 1920-30-е года разбираются деревянные павильоны музея, старинного замка, приходят в негодность беседка-бельведер и античные статуи, фонтан из морских раковин.

Во время Великой Отечественной войны Е.Р. Дурова и её второй муж К.Д. Фаччиолли высылаются из Воронежа, как иностранцы, имущество и дом были расхищены, погиб архив А.Л. Дурова и большая часть картин-диорам.

В послевоенное время был разобран грот, трельяж, каменная горка-хаос. Подземный ход был засыпан.

В 1965-72 гг. во время строительства набережной воронежского водохранилища была урезана площадь усадьбы. Нижняя площадка, где находились остатки музея А.Дурова и большой фонтан, была засыпана песком.

Е.Р. Дурова завещала дом «Союзгосцирку» с условием, чтобы в нем разместился музей Анатолия Леонидовича Дурова. Был проведен капитальный ремонт здания с заменой второго деревянного этажа на каменный и печного отопления на газовое.

Была сделана попытка восстановить смотровую площадку и подпорную стенку на верхней террасе.

Проект восстановления дома А.Л. Дурова, и также опубликованный схематический план усадьбы 1913 года, стали отправным моментом в деле восстановления этого памятника.